Непал. Гималаи
Наша поездка в Гималаи приурочена к послемуссоному периоду,
когда в Непале стоит хорошая погода.
В составе омской группы 25 человек: альпинисты, ориентировщики, туристы
и даже дзюдоист и гимнаст. Перелет с двумя пересадками: первая в Катаре,
вторая - в Бангладеш.
Приземлились в столице Непала - Катманду.
Непал - одна из беднейших стран мира, но люди стараются наслаждаться жизнью,
они веселые и добродушные, постоянно заняты каким-то делом.
Непал - одна из тех редких стран, где мужчин больше, чем женщин.
Из Катманду мы собирались лететь далее, в горное местечко Луклу, а затем
пешком к Эвересту. Кажется, сбывается моя давняя мечта увидеть эту
величественную гору. Однако, все планы пришлось поменять из-за длительной
непогоды.
Я уже хотела купить билет авиакомпании Evеrest Air, чтобы облететь вокруг
Эвереста (все места у окна, полет на высоте свыше 6000 м). Но вдруг
нарисовался запасной вариант: трек к другому восьмитысячнику - Аннапурне.
По карте наметили маршрут: Катманду - Покхара - Биретханти - Гхорепани,
восхождение на Poon Hill - Тадапани- Чомронг - базовый лагерь Мачапучаре
- базовый лагерь Аннапурна - Phedi - Катманду. С этого маршрута можно
увидеть три восьмитысячника: Дхаулагири, Аннапурну и Манаслу.
Когда-то очень давно здесь было море, но столкнулись две гигантские
материковые платформы и при сильном боковом давлении вздыбились горы на
высоту 8 тысяч и более метров над уровнем моря. На севере от Гималайского
хребта - Тибет, а на юге - Индо-Гангская равнина. Гималайский хребет оказал
огромное влияние на жизнь непальцев - они находились в столетней изоляции от
внешнего мира. И сейчас там можно увидеть элементы средневековья.
Покхара - исходный пункт экспедиции к вершинам Дхаулагири и Аннапурна.
Отсюда с пятью портерами (носильщиками) из гурунгов (местная народность),
начинаем подъем наверх.
В общей сложности предстоит преодолеть приблизительно 10 км подъема и 9 км
спуска.
Тропа идет среди субтропических джунглей: замшелые, невероятно древние
рододендроновые деревья сорокаметровой высоты, с которых свисают лианы;
растут бамбук; гигантские папоротники и различные
диковинные растения. Я срывала даже плоды шиповника величиной с яблоко,
весьма вкусные! Очень много цикад, они стрекочут так, что не слышно твоего
собеседника.
Великое множество водопадов, они срываются вниз с километровой высоты!
Под некоторыми местные жители устроили маленькие гидроэлектростанции. На тропе
встречаем гурунгов с тяжелыми ношами в корзинах или рюкзаках. Среди них есть
дети и женщины. Все они идут в сланцах, в которых мы обычно ходим в баню.
Гурунги выносливы и доброжелательны, они приветствуют нас: "Намастэ!".
Иногда мы идем по древней горной тропе, ведущей из Непала в Тибет.
Ночевка в горном приюте Гхорепани. Проживание бесплатно, в расчете на то,
что мы много рупий потратим на питание. Удивительно доверие гурунгов, мы
заказывали и съедали вкусные национальные блюда (мо-мо, долбат), а
расплачивались гораздо позже. Я думаю, что в нашей многочисленной группе
не было тех, кто мог бы обмануть этих добрых людей. Один наш носильщик
смешивал и ел рис и соус из чечевицы руками. Зданович Игорь, руководитель
группы, говорил нам: "Ребята, берите пример, как надо есть, а вы, испорченные
цивилизацией, ложками:!".
В горах на каждый достигнутый километр высоты следует выпивать один литр
воды, чтобы не было обезвоживания организма. Пить из рек опасно - можно
заразиться лямблиями. Воду, чай с молоком или с лимоном покупали у гурунгов:
чем выше, тем дороже. Воды в маршруте постоянно не хватало, делились друг
с другом. Чем выше поднимаемся, тем дороже и еда, ее очень трудно доставлять
на спине наверх. Среди напитков у наших русских путешественников также было
о-о-чень популярно пиво "Эверест", на этикетке которого изображен
первовосходитель на эту вершину непалец Тенцинг.
Утром с Poon Hill открылась грандиозная панорама, во главе которой огромный
бастион ДХАУЛАГИРИ, возвышающийся на высоту 8167 м, далее просматривается ряд
вершин, в том числе Южная Аннапурна и Мачапучаре. От подножия склона
(около 2000 м) вершина Дхаулагири вздымается грозной стеной на 6 км (!) ввысь
Гора мощно возвышается над остальными вершинами, поэтому в прошлом
Дхаулагири считалась самой высокой вершиной мира, а Эверест всего лишь
пятнадцатый по высоте.
В 1950 году французские альпинисты намеревались покорить один из двух
восьмитысячников - Дхаулагири или Аннапурну. Обследовав Дхаулагири, они
сделали заключение, что эта гора неприступна и не будет покорена никогда.
Но Морис Эрцог и Луи Ляшеналь поднялись на Аннапурну - это был первый
покоренный восьмитысячник в мире!
На Дхаулагири взошли лишь 10 лет спустя, с севера. Но я не знаю,
существуют ли маршруты с южной стороны, визуально гора кажется абсолютно
недоступной и грозной.
Идем, то поднимаясь по склонам вверх на один - полтора километра, то
опускаясь вниз, пересекаем ряд хребтов, держа путь к вершине Аннапурна.
Все устали.
Двое внезапно приняли решение спуститься вниз и улететь на Кипр. Еще два
участника остались в Чомронге ждать нашего возвращения. Они и не предполагали
лучшего отдыха: отсюда открывалась красивая панорама, здесь они насладились
непальской кухней и тибетским массажем.
Мы у входа в узкое и глубокое ущелье Моди Кхола, его сторожат пики
Хиунчули и прекрасная священная гора Мачапучаре (6997 м) с раздвоенной
вершиной - "рыбий хвост".
Утром из базового лагеря Мачапучаре (3700 м) мы поднялись в ложе огромного
ледникового бассейна, где расположен базовый лагерь Аннапурна (ABC) на высоте
4130 м. Перед нами Аннапурна I (8091 м), Моди пик или Южная Аннапурна (7219 м),
пик Хиунчули и Тент пик. Под последним - гигантские заглаженные скальные
"бараньи лбы". Везде лед и снег, очень сурово. Виден крутой и длинный маршрут
восхождения по южной стене на Аннапурну английской экспедиции
Криса Бонингтона (1970 г.). Стена поднимается над ледником на высоту
4 километра.
Здесь все грандиозно, особенно впечатляет Южная Аннапурна
и Мачапучаре
Величественные горы подсвечиваются восходящим солнцем, вершины становятся
теплого янтарного цвета и смотрятся менее грозно, чем вечером. На моренном
валу расположен высокий тур с останками погибших альпинистов, вокруг тура
множество флажков с мантрами (молитвами). На леднике на высоте выше 4 тыс.
метров у некоторых участников из-за недостатка кислорода и пониженного
давления началась горная болезнь, но на спуске все пришло в норму.
Жители Непала искренне полагают, что на вершинах живут боги!
Аннапурна - это богиня богатства, благополучия и хорошего урожая.
Аннапурна как - будто благословила нас.
С ледника Аннапурна, вспомнив свое альпинистское прошлое, я спускалась
бегом по моренам, засыпанным снегом - получила приличную порцию адреналина
и хорошего настроения.
Спускаясь по тропе вдоль глубокого ущелья реки Моди Кхола, в джунглях мы
не раз видели огромных обезьян - лангуров с черными мордочками и серебристым
мехом. Лангуры не сильно пугливые, сидят на деревьях и чем-то лакомятся.
На террасированных склонах гурунги выращивают рис, кукурузу, зелень и
картофель, который здесь по-особенному вкусен. В высокогорных деревнях очень
много цветов, в особенности шафранов и бархатцев, венками из которых местные
жители украшают изображения богов.
Очень длинный и тяжелый переход с крутыми подъемами и спусками к реке
Моди Кхола. Временами мы даже сомневались, туда ли идем. Мост через Моди
Кхола сильно раскачивается, под ним ревут буруны.
Когда спустились с гор, мы купили много воды и пили, пили: Едем в Катманду.
Вдоль дорог бедные домики с яркими женщинами в сари и сухопарыми мужчинами.
На следующий день осматривали ПАТАН, город храмов-пагод. Здесь славные
мастера по металлу: многие статуи из Тибета сделаны в Патане. Входы в храмы
охраняют фигуры львов, слонов, сказочных существ. Сверху свисают бронзовые
головы змей, охраняющих подходы к лестницам. Каждый входящий в храм звонит в
колокольчики-звоночки, чтобы разбудить и призвать бога для свершения своих
обязанностей. На высоком столбе в молящейся позе король Малла (16 век).
Впечатляет храм Кришна, сделанный полностью из серого камня, он кажется
кружевным.
В храме Кумбешвар был день жертвоприношений. Множество коз и баранов покорно
ждут своей участи. По желобкам стекает кровь. Этой кровью верующие освящают
себя, велосипеды, мотоциклы, автомобили, иногда даже самолеты - на удачу!
Пагода Кумбешвар состоит из 5 крыш друг над другом. Рядом с храмом -
общественная купальня: непальцы отсюда набирают воду в кувшины, в купальне
моют головы, моются, стирают вещи, затем вешают их сушить на стены храма.
На стенах Золотого Храма полное жизнеописание Будды в виде золотых барельефов.
Из 50 храмов Патана мы осмотрели 7, все невозможно увидеть в такой короткий
срок. Здесь много магазинчиков, торгующих масками богов и их воплощений,
в том числе любимого непальцами Ганеши (воплощение бога Шивы), который
разрушает препятствия и неприятности, приносит удачу, здоровье, успехи
в делах. Некоторые из нас приобрели Ганешу. На удачу!
Непал гордо именует себя индусским королевством: 87% населения - индусы,
8%-буддисты. Но многие придерживаются смешанной религии, сочетающей элементы
индуизма и буддизма.
Здесь миллионы богов, но все они являются ипостасями или воплощениями
всего лишь трех богов: Брахма (творец мира), Вишну (хранитель мира) и
Шива (разрушитель мира). Будда, а также сегодняшний король Непала Гьянендра
Бир Бикрам Шах Дэв являются воплощениями бога Вишну.
Многие тибетцы-беженцы из Китая поселились в Катманду вокруг самой
большой ступы Непала - БУДНАТХ. Вокруг ступы 24 часа в сутки идут
паломники, тихо бормоча молитвы или спокойно беседуя: в основном это ламы
из Тибета, у многих в руках четки. Вместе с ними мы совершили паломничество
вокруг ступы. Некоторые паломники прокладывают путь своими телами, при
этом сланцы у них как на ногах, так и на руках, иначе они сотрут руки
до крови.
Аура вокруг ступы совершенно необыкновенная. Играет тибетская музыка.
Всевидящие глаза Будды смотрят на четыре стороны света. От ступы шатром
навешаны флажки с мантрами, крутятся молитвенные барабаны и молитвы уносятся
к богам. Мы познакомились с образованным молодым ламой Шахдияром, он 20 дней
шел из Тибета, чтобы совершить паломничество вокруг ступы Буднатх.
Лама закончил монастырский колледж и далее держал путь в Индию.
Лама Шахдияр дал нам свой е-mail и попросил выслать фотографии.
Мы на площади Дурбар сквер.
Здесь дворец Кумари - живой богини Непала. Это девочка лет 14, красивая
и абсолютно здоровая, с честью прошедшая испытания на смелость. Это
воплощение живой богини живет в роскошном дворце до тех пор, пока на ее теле
не появится кровь, хотя бы от царапины. После этого Кумари теряет статус
богини, и избирается новая богиня. Закончившим свое божественное существование
трудно выйти замуж, т. к. непальцы верят, что женившийся на Кумари непременно
умрет.
На площади у храма Вишну сидит полуптица-получеловек - божественный Гаруда
(17 век). Недалеко статуя черного Бхайравы (6 век) - шестирукое божество в
ожерелье из человеческих черепов, означающий разрушительную ипостась
Шивы. Перед этой статуей нельзя лгать: по поверью, кто солжет, немедленно
истечет кровью. Перед статуей приводят к присяге госслужащих, а обвиняемые
клянутся в своей невиновности. На площади и статуя Ханумана - Царя обезьян.
Мы зашли в храм, где совершались жертвоприношения. Кровь течет по специальным
желобкам, кишки убитого животного вывешиваются над дверью храма. Элементы
средневековья.
Мы у легендарной колыбели долины Катманду - священной ступы СВАЯМБУНАТХ,
что в переводе означает: "цветок лотоса, возникший из ниоткуда". Как и
Буднатх, эта ступа внесена ЮНЕСКО в список "Мировое культурное наследие".
Ступа расположена на холме высотой около 80 м. Еще это место называют
"городом обезьян". Вокруг ступы Сваямбунатх резвятся макаки. Обезьяны -
мамы, обезьяны - папы, множество маленьких обезьянок - детей. Такое ощущение,
что где-то здесь обезьяний роддом. Папы несколько агрессивны, к ним близко не
подходи, но шкурки от бананов любят.
Везде играет спокойная и мудрая тантрическая музыка "Ом мане падме хум".
Мы обошли ступу по часовой стрелке, крутя молитвенные барабаны. Мое заветное
желание полетело к Богам.
Очень значимо посещение "города мертвых" Пашупатинатх - важнейшее святилище
Шивы (индуизм). С моста через священную реку Багмати мы видим, как
сжигают (кремируют) умерших. Уход из жизни здесь воспринимается спокойно,
без надрыва. Умерший возродится в новой жизни, может быть, в более высокой
касте. Мужчины после смерти родственника бреют голову наголо и целый год
носят белые одежды. Дым застилает глаза и мы переходим на другой берег реки.
Здесь много пристанищ "святых" и паломников.
Мы сфотографировались с садху - "святым" мужем, который хорошо говорит на
английском. Он нарисовал нам тики - знаки на лбу, символизирующие третий
глаз.
Я хотела зайти в храм Шивы, но входить в индусские храмы не индусам
запрещено. Лишь успела сфотографировать огромного золотого быка Нанди. Тут
же откуда-то выскочил добродушный полицейский и указал на порог, при этом
весело улыбаясь и отдавая честь.
Пришла пора прощаться с Катманду. Мы летим над Гималаями, очень хорошая
погода позволяет видеть всю горную панораму с высочайшей вершиной мира Эверест
и другими восьмитысячниками. Прощайте, величественные Гималаи, прощай,
Катманду.
Но прошло уже столько времени, а горы не отпускают, снятся и вспоминаются.
Член гималайской экспедиции, Татьяна Ильянок
|